ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ
Из всех органов чувств главнейшее значение для человека
имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже
у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие
движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец,
к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например
круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность
фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его
ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени
бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда,
когда они накормлены и находятся м спокойном состоянии. Вместе с тем зрение,
по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется и виду
тот уровень развития, которого зрение может достичь у в «рослого человека).
Хотя новорожденные в состоянии следить i вазами за движущимися объектами,
однако вплоть до 2—4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.
Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно
отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и
развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и
качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды.
Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при
наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей,
совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.
Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается
способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах —
формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый
образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец
проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется
мать и начинает говорить «не своим» голо сом или когда чужой, незнакомый
человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с
помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с
детьми младенческого возраста).
На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на
людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека
являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку
матери в возрасте около 2—3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей
активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно
связывать возникновение комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо
знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в
двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что
интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и
бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей
задержке психического развития ребенка.
Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама
собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с
ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица
взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.
Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это —
замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают
как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти
элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них
выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и
служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе
его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у
ребенка появляется потребность общения со взрослым.
К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением
отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со
знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев
ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается
лицо незнакомого человека или когда он сам попадает незнакомую обстановку, даже
если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих
людей и не знакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с
восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и
стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего
с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня »та
тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой
обстановки достигает примерно к 14—18 месяцам жизни, а затем постепенно
уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо
опасный для ребенка период жизни, когда
его движения неуправляемы, защитные реакции слабы.
Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют раз-питие
восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что
такое свойство восприятия, как предметность, т.е. отнесенность ощущений и
образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего
возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать
тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в
памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого
года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить
образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3—4 месяцев время
сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо
и голос матери в любое время дня. В 8—12 месяцев он выделяет предметы в
зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и но отдельным частям.
В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля
зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в
долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т.е.
фиксирует объективные связи, существующие между предметами.
Специфика ассоциативной памяти, которая уже
есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они
оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между
сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется
долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок
второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через не сколько недель, а
на третьем году жизни даже через несколько месяцев.
А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь детской
психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом.
Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего
месяц;! жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него вое приятия
формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей
напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями
освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в
обслуживание практических действий по манипулированию предметами,
перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских
перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.
При изучении зрительного восприятия детей установлено, что
стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в
комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные
ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например,
схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив,
что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок
этого возраста может также делать многочисленные и усердные попытки «взять»
цветок с платья матери, не понимая того, что этот цветок составляет часть
плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале
ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее — на цвет.
Последнее происходит в возрасте около 2 лет.
Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ
отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая
познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на
деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые
формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы
проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена
ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы
оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже
встречались раньше.
Существует гипотеза,
предложенная Ж.Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме
элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих
свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот
факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по
общим признакам: мебель, животных, еду,
в том числе по изображениям.
I ели на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность
узнавать предметы, то в течение второго полугодия жижи он демонстрирует
возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный
способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить
его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает
активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность
этой способности первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает.
К концу этого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет
был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.
Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года
жизни, Ж.Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:
1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с
неживыми предметами. Он включает в себя:
A. Стадию
операционной консолидации (1—4 месяца). Ребенок при помощи простых движений
глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию,
которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном
плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить
прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта
или движение руки ко рту).
Б. Стадию операционной координации (4—8месяцев). Пример:
движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести.
Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально
схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В
данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция
слежения за этим движением.
B. Бифокальная
координация (8—12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с
разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение
правой). Если перед 4—8-месячным ребенком поста нить барьер на пути следования
к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его
устранить 8—12-месячный ребенок убирает
барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя
объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов
— барьером — как средство достижения второго — цели.
Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). Типичный
пример — опыты В .Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность
совершать движения с объектами средствами (орудиями) в любую сторону,
независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения
цели.
Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений
органа зрения, а также движений, связанных с едой и пить ем, социальным
взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся
к взаимодействию, с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со
взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.
2. Стадии развития структур взаимодействия ребенка с
окружающими людьми. Они содержат:
A. Операционную
консолидацию (1—4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от
привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на
то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается, то
ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение
свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.
Б. Операционная координация (4—8 месяцев). Ребенок совершает
намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или
другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает
руки к матери и т.п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную
цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в
процесс общения и направленных на другого человека.
B. Бифокальная операционная координация (8—12месяцев). Здесь
структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами
взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка
одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).
I . Усовершенствованная координация (12—18месяцев). На этой стадии
появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми,
ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их
другому человеку.
Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития
достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивнои
схемы. Схема — это главная единица восприятия, которая представляет собой след,
оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее
информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта
или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах
этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность
создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети
формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на
них в течение несколько секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается
выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных.
Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза,
прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный
поиск нужных информативных элементов.
К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия
мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста
замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные
свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно
связан с началом развития речи.
|