Приветствую Вас Гость | RSS
Суббота
04.05.2024, 02:08
Женский дневник
Главная Все о детях Регистрация Вход
Меню сайта

Психология
  • Морфологический возраст ребенка
  • Врожденные формы психики и поведения
  • Двигательная активность ребенка
  • Восприятие и память у младенцев
  • Речь и мышление младенца
  • Пальчиковая гимнастика для самых маленьких.
  • Пальчиковая гимнастика для малышей.
  • Диагностика развития мелкой моторики руки
  • Тест - "Что здесь лишнее?

  • Категории раздела
    статьи [32]

    Наш опрос
    Что интересней для Вас?
    Всего ответов: 13

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа

    Главная » Файлы » статьи

    Психологическое развитие ребенка в младенческом возрасте - ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ
    07.01.2013, 05:50

    ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

    Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом  появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, т.е. способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

    восприятие у младенцевМладенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся м спокойном состоянии. Вместе с тем зрение, по-видимому, является чувством, наименее развитым при рождении (имеется и виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у в «рослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить i вазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2—4-месячного возраста их зрение является относительно слабым.

    Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

    Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем-четвертом месяцах — формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голо сом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

    На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2—3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это называется комплексом оживления. Было бы неправильно связывать возникновение комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые с рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

    Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это — замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

    К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и не знакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня »та тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14—18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный  для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, защитные реакции слабы.

    Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют раз-питие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, т.е. отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3—4-месячного возраста ребенок, по-видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3—4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8—12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и но отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, т.е. фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

      Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через не сколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

    А.В.Запорожец, известный отечественный исследователь детской психологии, описал процесс познавательного развития младенца следующим образом. Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяц;! жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него вое приятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно-исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

    При изучении зрительного восприятия детей установлено, что стимулы, близко расположенные друг к другу в пространстве, объединяются ими в комплексы гораздо чаще, чем удаленные друг от друга. Это порождает типичные ошибки, которые совершают дети младенческого возраста. Ребенок может, например, схватить башню из кубиков за самый верхний кубик и очень удивиться, обнаружив, что только один кубик, а не вся башня в целом, оказался у него в руке. Ребенок этого возраста может также делать многочисленные и усердные попытки «взять» цветок с платья матери, не понимая того, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Замечено, что при восприятии предметов дети вначале ориентируются на их форму, а затем на их величину и только позднее — на цвет. Последнее происходит в возрасте около 2 лет.

    Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность. Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно-исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

      Существует гипотеза, предложенная Ж.Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам:  мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.

    I ели на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жижи он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища. Выраженность этой способности первого полугодия жизни к полутора годам постепенно возрастает. К концу этого срока время сохранения образа в памяти после того, как предмет был впервые увиден и спрятан, увеличивается до 10 сек.

    Суммируя данные о сенсорном развитии детей первого года жизни, Ж.Пиаже выстроил следующую последовательность его стадий:

    1. Стадия развития структур взаимодействия ребенка с неживыми предметами. Он включает в себя:

    A.  Стадию операционной консолидации (1—4 месяца). Ребенок при помощи простых движений глаз или рук пытается восстановить перцептивную или эмоциональную ситуацию, которая для него представляет интерес в познавательном или в эмоциональном плане. В каждом таком случае ребенок своими движениями стремится восстановить прежние ощущения (например, движение глаз в сторону привлекательного объекта или движение руки ко рту).

    Б. Стадию операционной координации (4—8месяцев). Пример: движение чашки весов, увидев которое ребенок затем старается воспроизвести. Вообще, заметив интересное движение чего-либо, младенец почти моментально схватывает его, воспроизводит, наблюдая с большим любопытством за реакцией. В данном случае помимо движения, произведенного самим ребенком, возникает реакция слежения за этим движением.

    B.  Бифокальная координация (8—12 месяцев). Произвольное повторение одного и того же движения с разными частями объекта (нажатие левой чаши весов после того, как произведено движение правой). Если перед 4—8-месячным ребенком поста нить барьер на пути следования к привлекательной для него цели, то ребенок не предпримет никаких попыток его устранить  8—12-месячный ребенок убирает барьер довольно легко. Это значит, что он усматривает связь между двумя объектами: барьером и целью, предвидит результат действия с первым из объектов — барьером — как средство достижения второго — цели.

    Г. Усовершенствованная координация (12—18 месяцев). Типичный пример — опыты В .Келера с использованием орудий. Здесь проявляется способность совершать движения с объектами средствами (орудиями) в любую сторону, независимо от тех ручных движений, которые необходимы для непосредственного достижения цели.

    Аналогичные подстадии можно выделить в развитии движений органа зрения, а также движений, связанных с едой и пить ем, социальным взаимодействием и речью. Параллельно у детей формируются структуры, относящиеся к взаимодействию, с людьми, особенно способы невербального общения ребенка со взрослым, который ухаживает за ним. Выделим аналогичные стадии в этом процессе.

    2. Стадии развития структур взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Они содержат:

    A.  Операционную консолидацию (1—4 месяца). К концу этой стадии ребенок замечает отклонения от привычного для него поведения матери и предпринимает усилия, направленные на то, чтобы вызвать с ее стороны привычную реакцию. Если это не получается, то ребенок отворачивается и начинает заниматься чем-то другим. Данное поведение свидетельствует о том, что у ребенка начали складываться первичные намерения.

    Б. Операционная координация (4—8 месяцев). Ребенок совершает намеренные действия для того, чтобы с их помощью привлечь внимание матери или другого взрослого человека (тянет мать за волосы, трясет игрушкой, протягивает руки к матери и т.п.). Те действия, которые вначале преследовали определенную цель, теперь начинают играть роль сигналов, стимулов, преднамеренно вводимых в процесс общения и направленных на другого человека.

    B. Бифокальная операционная координация (8—12месяцев). Здесь структуры взаимодействия с неживыми объектами координируются со структурами взаимодействия с людьми (игра с матерью в какие-либо игрушки). Внимание ребенка одновременно сосредоточивается и на человеке, и на неживом объекте (игрушке).

    I . Усовершенствованная координация (12—18месяцев). На этой стадии появляется имитация ребенком движений и действий, совершаемых другими людьми, ведется активный поиск интересных объектов с целью продемонстрировать их другому человеку.

    Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивнои схемы. Схема — это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение несколько секунд. Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и  абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

    К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта. Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

    Категория: статьи | Добавил: admin | Теги: детская психология. восприятие и па, психологическое развитие ребенка, развитие ребенка
    Просмотров: 2508 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Женский магазин
    SabrinaVi.ru - магазин одежды

    Поиск

    Роды
  • Календарь беременности
  • Что нужно знать о родах
  • Спокойствие во время родов - залог успеха
  • Дыхание - главный пункт при родах
  • Позы при родах
  • Что нужно знать после родов
  • Восстановление после кесаревосечения
  • Контрацепция после родов
  • Тонус матки - что это?
  • Отслойка плаценты
  • В чем отличие эпидуральная анестезия и эпидуральная анальгезия

  • Дети
  • Первая неделя жизни крохи.
  • Первое купание младенца.
  • УХОД ЗА КОЖЕЙ МАЛЫША (ПОДГУЗНИКИ)
  • Первые месяцы с малышом.
  • Правила ухода за детской кожей.
  • Когда нужна пустышка?
  • Почему не спишь, малыш?
  • Рефлексы в норме
  • Детские игрушки для купания и простые и забавные игры в ванной
  • Введение прикорма
  • Закаливание ребенка - залог его здоровья!
  • Дефицит железа у малыша
  • Иммунитет ребенка - штука тонкая.т
  • Секреты аппетита
  • Как уберечься от гриппа?/a>
  • Как помочь сопливому носику?
  • Кашель кашлю рознь
  • Три «сестрицы» -ветрянка, корь и краснуха.
  • Болезнь грязных рук - диарея.
  • Трудный выход: запоры у малышей.
  • Дисбактериоз у детей.
  • Пищевое отравление у детей.
  • Незваные гости: гельминтыа
  • Всему виною аллергия.
  • Расшифровываем анализ крови.
  • Мягкое отлучение от груди

  • Womens-diary Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz